Приветствую Вас Гость
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Календарь |
« Ноябрь 2009 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Друзья сайта | игравшего проверить института быстро подскажите. |
|
Главная » 2009 » Ноябрь » 6 » билеты и ответы к экзамену по истории орнамента.
09:29 билеты и ответы к экзамену по истории орнамента. |
Простые универсальные орнаментальные композиции - линейная, шахматная, круговая - связ. с базовыми мотивами.Резервная копия на всякий случай или кому надо можно воспользоваться...
Вопросы и ответы к экзамену.
1. Перечислите основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства?
_Базовые мотивы - круг, крест, квадрат.
Крест - древнейший сакральный знак. вертикальный стержень креста в первобытн. сознании отождествлялся с осью мира, мировым древом.
Круг - абсолютное равенство, прямота, единообразие, бесконечность, небесное совершенство, Бог, планеты. Святость и чистота.
Квадрат - идея земного начала как местообитания человека. Часть системы координат, стороны света,четырехмерная цикличность.
Простые универсальные орнаментальные композиции - линейная, шахматная, круговая - связ. с базовыми мотивами.
Свастика - крест в движении. Замкнутое изображение - круговое движение вселенной. Единство круга, квадрата, креста. Круговая свастика. Свастику называли солярным знаком.
Спираль - внутреннее саморазвитие круга. Формула концентрических кругов - переход от круга к спирали. Образ змеи - первообраз. В орнаментике спир. мотив встречается в виде нескольких характерных формул-1)опоясывающая спираль в виде замкнутой волны,
2)S-образный завиток из 2 спиралей3) валюта - образов. 2мя спиралями, закрученными внутрь.4) S-образный завиток, S-образные спирали - олицетворение птицы - вестника, сидящей на земле чтобы обеспечить ее плодородие, символ, объединяющий небо и землю. Происхождение валюты восходит к образу мирового древа, представлении о бытии.
2. Какую роль в возникновении орнаментального образа играет ритм?
_Ритм - это основа композиции, атрибут движения развития. Движение в композиции - это закономерная связь между двумя пространственными формами. Ритм - тип закономерной связи между тонально-цветовыми пятнами.Типы геометрических преобразований -
1. ортогональное (не меняющие форму объекта)-осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот.
2. Подобное (не меняют форму, но меняют размер.
3. Афинное (меняют форму и размеры, но паралльельные прямы параллельны.-родственное, косая симметрия, сдвиг, гиперболический поворот.
Нарушение ритма привлекает внимание.
3. Какова связь мотива и композиции в художественном орнаментальном образе?
_за счет ритма, см.2
4. Какова связь письменности и орнамента в древнеегипетской культуре?
_Египетская иероглифика насыщена множеством знаков. Письменность и орнаментика из единого смыслового корня.Элементы имеют другое значение. Выделяются 3 знака, зигзаг пронизывает все искусство Египта. Анкх - ключ Нила,бессмертие, символ 4 стихий Джет - фетиш Осириса, прототип колонны. Вечное обновление жизни. Вест - знак власти, благополучие. зигзагообразный орнамент, переходящий в чешуйчатый - коллазирис. Пальметта, S-образные завитки.
5. Какими специфическими мотивами обогатила древнеегипетская культура мировое орнаментальное искусство?
_см.4, цветок лотоса, папируса, пальметта(пальмовая капитель), меандр.
6. Охарактеризуйте художественные особенности "классического" орнамента Месопотамии и его связь с древнейшим искусством?
_Основные цвета - коричнево-охристый, бирюзовый, сине-зеленые тона, белый, черный.Орнаментика впечатляет выпуклой внешностью, с тщательной прорисокой деталей. композиция трехчастная, геральдиеская, их синтез.. сочетание простейших геометрических форм, меньше кривых линий. запоминающийся худ. облик связан. с выразительностью граф. решения, с пульсирующим ритмом, чередующимся контрастными линиями. простые шахматные композиции. зигзаг из треугольников вершинами друг к другу, обегающая спираль к концентрическими кругами в каждом звене. заимствование из Египта джета, чередование цветка и бутона лотоса, распускающийся лотос - розетка. мотив древа проходит через все искусство месопотамии. символика человека-орла-быка шеду - хранители входа в царский дворец.
7. Что нового внесла культура Месопотамии в мировую орнаментику?
_трехчастная композиция, образ пальметты, мировое древо. см. 6
8. Каковы наиболее характерные мотивы в эгейской орнаментике и в чем их содержательный смысл?
_Для Минойского декора характерен плоский декор. Живопись плоскостна по своему характеру. контуры расплывчаты, не углубляют пространства, декоративны. Доля орнамента минимальна. Ленточные спирали с розеткой в центре, ленточный мотив розетки, орнамент абстрогирован.
9. Дайте сравнительную характеристику крито-микенского и минойского декора и объясните причины различия?
_хронологически и территориально крито-микенское искусство подразделяется на минойское (островное) и микенское (континентальное) минойской также называют ахейскую и микенской - эгейскую.
минойской - по имени царя Миноса. Минойская - ранняя критская культура, микенская - поздняя.
В Микенах преобладали охотничьи и батальные сцены. Фрески минойцев представляли жизнь царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте простых людей.
Фрески Крита отличались яркими красками.
10. Каковы главные художественные достоинства древнегреческой орнаментики.
симметрия и соразмерность являются главными правилами греческого декора.
_ Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи:
1геометрический (1000–700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей.
2ковровый (с VII в. до н.э.) На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором.
3чернофигурный (расцветает в VI в. до н.э. в Аттике). На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком. выполненные белой и пурпуровой краской Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным, реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические сцены. Известные мастера того времени — Клитий, Эксекий, Амасис.
4краснофигурный (ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Крупные мастера — Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига.
5роскошный (кон. V — нач. IV в. до н.э.). Для этого стиля характерна декоративная пышность ваз, перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда.
Меандр — распространенный тип геометрического орнамента в виде ломаной линии, в котором используется переплетение непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии. По одной из версий так называлась река во Фракии. Она существует и доныне. С древности было замечено, что эта река сильно петляет, по сходству с извилистым руслом и был назван орнамент .
Пальметта — форма орнамента, заимствованная у стручков цератонии, различным образом объединенных и обрамленных в форме вязи, чаши. Есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.
Ионик , овы — орнамент, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных листьями.
Существовали плетеные узоры, или косы.
11. Какими новыми мотивами обогатила мировую орнаментику древнегреческая культура?
_см.10
12. Дать характеристику декоративного искусства этрусков и его роли в формировании римского декора?
_ этруски Rasenna, Rasna
В IV в. до н.э. в этрусском искусстве устанавливается классический стиль. С III в. до н.э. искусство этруссков постепенно растворяется в римском.
животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой мифологии и др.В ряде видов декоративного искусства этруски проявляли склонность к графическому орнаменту.
В узоре тканей этрусками использовались россыпи горошин и крестиков. Некоторые платья и плащи украшались вышитым бордюром с узором из кругов с точкой посередине или полосой иного цвета, чем сама ткань. Последний тип декора перешел в костюм римлян.
13. Каковы основные особенности мировоззрения арабо-мусульманского мира, легшие в основу орнамента этой культуры? Дайте характеристику арабо-мусульманского орнамента типа "ислами" и "гирих"?
_Большая часть культуры арабо-мус. - орнамент. В 12 в объединение арабов-кочевников под игидой ислама.
Коран наложил запрет на изображение живых существ. арабеска - сложный витиеватый декор. Главное прибежище культуры - архитектурный декор. типы: ислами (переработка антично-византийского мотива аканфа). Арабский декор не терпит пустых мест. Отдельные компоненты компонуются в виде пересекающихся геометрических фигур. Гирих - тип арабского арнамента из многоугольников модульных, расходящихся по принципу радиакальной симметрии. Они создавались с помощью точных инструментов и могли иметь свое исчисление.
14. Охарактеризуйте особенности книжного декора арабо-мусульманского мира? В чем состоит специфика взаимосвязи орнамента и письменности этой эпохи?
_Письмена, входившие в состав декора имели 3 вида: куфи (ранний), насхи (более округлое, позднее, беглое) Цветущий куфи более декоративен, концы букв прорастают сложными орнаментальными добавлениями. Большое распространение получил узел как мотив. арабское письмо носит образный характер.
15. Каковы главные стилистические черты орнамента Византии? На какие художественные традиции опирается искусство византийского орнамента?
_Архитектура Византии оттолкнулась от римско-эллинской традиции. Появилась икона, собравшая традиции прошлых эпох. шелковые ткани под влиянием персии. Крест трактуется как скрещение кости Адама, мотив лилии. Узел и жгут - распространенные мотивы.
16. Охарактеризуйте основные черты стилистики кельтского орнамента?
_Наиболее ранний мотив кельтухи - плетенка, позднее - звериный мотив. Образ змеи - центральный,Стилеобразующ>ий ориентир. Стадия раннего плетеного стиля - слияние плетенки и звериного стиля. Поздний этап - черты декаданса (асимметрия) позднее заимств. модерн. Кельтский орнамент предст. языческую дохристианскую культуру.
17. Каковы основные стилистические особенности орнамента романской культуры? Какие предшествующие декоративные традиции легли в основу в романской орнаментике?
_Главную формообразующей функцией являлась архитектура, во многом опирающаяся на римский Католический храм. Особенность декора - срощенность орнаментального и декоративного. Огромную роль в декоре храма играла резьба. Орнаментальность - наследие малого предметного искусства. Функция декора - украшающая. Важный момент - влияние кельтов. Мотив пальметты, крина, круга, спиральный аканф - доминируют. Круги трансформируются в многоугольники или щиты.
18. Каково значение готического храма в формировании стиля орнаментального искусства этой эпохи? И какое значение имела архитектура в формировании новых мотивов готического орнамента?
_Готика возникла как результат завершения пути западноевропейской культуры. Конструкция со стрельчатыми арками. Г. - поиск Бога, устремление ввысь.Культ прекрасной дамы.Истоки - обожествление пресвятой девы. Скульптура - живой элемент храма. Убранство храма - проводник идей. Большую роль играет витраж. Орнамент украшает почти все. Характер объединяет мотивы арабов.Башенка пинакль - малая модель храма, острый шпиль которой опирается на тонкие колонны. декаданс - пламенеющая готика. Стилистика - рвущееся к небу пламя. Бургунская мода - конусы, удлинненные пропорции, большое декольте у дам.В связи с развитием литературы украшение манускриптов.
19. В чем состоит коренное отличие древнерусской художественной культуры от западноевропейской? Как проявляется специфика художественного мышления в искусстве древнерусского письма?
_Культура Руси моложе Европейской.В русском народном искусстве тесна связь с орнаментом. Кельтские узоры теряют на русской почве свою агрессивность. Искусство Древняя Русь наследовала у Византии, но без помпезности, возврат к классическим традициям. главная роль - иконопись. Скульптура с приходом христианства отвергнута.
20. Охарактеризуйте основные стилистические черты художественной культуры Ренессанса? Каковы взаимоотношения изобразительного и орнаментального искусства в культуре Ренессанса?
_Пришел на смену Готике. Ренессанс был мощным усилием вернуть пафос человеческого гения к языческим границам.Орнамент насыщен по колориту, вобрал интенсивность готического орнамента и сочность цветов римского декора, отказавшись от нервности готики. Реалистичность, спокойствие и уравновешенность в композиционных структурах. вертикальные, горизонтальные линии, канделябрные мотив. Вобрал в себя:римский(главн) арабо-мусульманский, готический. Мотив картуша - свиток с изречениями, мотив валюты, текстильный декор. Мир светских, земных идей. Стиль помпадур и стиль Марии Антуанетты.
ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел.В орнаменте много всевозможных реальных мотивов, существ, которые находятся в постоянном активном действии. Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения.
21. Дайте характеристику основных черт орнаментике стиля барокко (Фламандский стиль барокко, особенности "большого стиля" барокко, текстильный орнамент барокко)?
_Ит. барокко - жемчужина неправильной формы.основоположники - Джованни Лоренсо бернини и Питер Пауль Рубенс.В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины. Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S и С-образную форму.
Главный мотив - извивающий картуж с акантовым завитком. Овальные окна с живописным изображением святых.
22. Каковы наиболее характерные стилистические особенности орнамента рококо? Охарактеризуйте процесс возникновения рокайль?
_В нач. 17в. назревает кризис абсолютизма, барокко трансформируется в рококо. Появляются воздушность, декоративность, ажурные криволинейные мотивы. раковина с акантом - главный мотив рокайль - бесформенные ассиметричные отрезки. Завитки с прорезями. стиль отрицает симметрию и равновесие, новые ритмы, динамика, текучесть.
23. Каковы причины возникновения стиля классицизма во второй половине 18 в? В чем проявилась преемственность стилей рококо и классицизма?
_В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта.
Классицизм взял за образец античную культуру. Ведущие мотивы - листья удлинненных пропорций, цветочные гирлянды, венки, рога изобилия, предметы с символическим значением.Классицизм возник в одно и то же время с барокко.
24. Охарактеризуйте основные стилистические черты стиля модерн и их проявления в декоре? На какие культурные традиции опирается русский модерн?
_Художники модерна искали пути компромисса между индустрией и искусством. Проблематика взаимосвязи человека и природы. Геометрический орнамент состоит из овала, круга, прямоугольника и треугольника, соед. ломанными и криволинейными линиями. Меандры, мотивы волны, Стилизованные водяные лилии, водоросли, ирисы, икломены, маки, терновник. Основные цвета - блеклый оранжевый, зеленый, сиреневый, серо-голубой, цвета осени и заката.
Русский модерн - это прежде всего панэстетизм, но в отличие от эстетизма романтиков, тех же поэтов серебряного века, всеобъемлющий, жизнестроительный, с приближением искусства к жизни, а в искусстве с поклонением красоте культ жизни. Развитие модерн получил благодаря театру.
|
Категория: Новости |
Просмотров: 2622 |
Добавил: offeen
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Мой сайт |