Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Новости [93]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • игравшего проверить института быстро подскажите.

  • Главная » 2009 » Октябрь » 20 » Кацусика Хокусай
    09:27
    Кацусика Хокусай
    В японском искусстве конца XVII — начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции.Как-то раз на пороге дома Хокусая появились двое мужчин. Один — художник Сиба Кокан, другой — капитан голландского судна, пожелавший увезти на родину «кусочек Японии». Хокусай был занят, он рисовал, сидя на корточках, кистью с очень длинным черенком. Каждый штрих заставлял его тело извиваться, мускулы художника вздувалась, будто он выполнял сложнейшие гимнастические упражнения. Несколько минут — и из пятен растекающейся туши возникли растения, звери, птицы, люди в самых различных ракурсах. Ученики убирали законченные листы и быстро подкладывали новые. Никаких переделок! Голландец был поражен действом, соединявшим театр и мистическое вдохновение. Самое удивительное, что это были лишь эскизы, которые Хокусай выполнял сотнями упражнения ради!
    Во время короткой передышки мастер вышел к гостям и вынес несколько свитков суримото – поздравительных открыток. Заморский гость с интересом рассматривал работы и слушал пояснения художника. Это бог веселья Хотей, а здесь — любование луной, на фоне которой кузнечик пьёт сок хурмы. Картинка, как и все суримото, сопровождало стихотворение, сочиненное мастером:
    Ясен лунный свет,
    Осенью пьём вино,
    Бокал за бокалом.
    А этот кузнечик
    сок хурмы пососёт,
    Но будет ли пьяным?
    За каждый из свитков мастер запросил приличную сумму – 300 рё. Голландец на секунду задумался, но тут почувствовал на себе быстрый взгляд жены японского гения. Не стоит забывать, что наша история происходила во времена самоизоляции Японии, которая продолжалась почти 200 лет. Щедрые покупатели произведений искусства – иностранцы – появлялись в столице Страны восходящего Солнца только раз в году. Япония, боясь агрессии испанцев, заключила договор с их соперниками-голландцами. Согласно этому договору раз в году одно голландское судно имело право зайти в порт Эдо (нынешнего Токио). Капитан благополучно купил четыре свитка, глаза подруги художника наполнились теплом благодарности.
    Когда через полгода заработанные рё подошли к концу, Касусико Хокусай (1760-1849) – ныне самый известный художник Японии, мастер цветной гравюры, писатель, поэт и любитель менять имена (он сменил их около 50 за жизнь), отправился на рынок торговать красным перцем.
    Как-то ближе к полудню через рынок проезжал сёгун со свитой. Хокусай так залюбовался костюмами придворных, что забыл преклонить голову перед правителем. Сёгун остановился и тихо произнес:
    «100 ударов по пяткам – в назидание наглецу».
    «Ваша светлость! – зашептал один из слуг, – Хочу сообщить, что перед вами не обычный торговец, а знаменитый живописец Хокусай!».
    «Ах, художник! – ухмыльнулся жадный до развлечений правитель. – Так пусть нарисует мне шлифовальщика зеркал».
    Хокусай вздрогнул. Шлифовальщик зеркал – первая профессия, которой обучил его мастер зеркальных дел добрейший дядюшка Йоши, ставший ему отцом, когда умерли родители.
    Туши и красок с собой не было, и тогда, недолго думая, Хокусай обмакнул палец в грязь и стал писать иероглифы. Иероглифы сложились в слово «шлифовщик зеркал». Два штриха – и мастер превратил их в фигурку зеркальщика: сжавшись в комок и придавливая руку, он полировал. Сёгун развеселился, пожаловал художнику шелковое платье, коня и позвал в свиту.
    Художник в свите – мастер перформанса. В 1804 году Хокусай перед большой толпой устраивает шоу на площади храма Эдо. За несколько минут он рисует на земле изображение Бодхидхармы размером в 240 м. Да как! Схватив ведро с индийской тушью и метлу, он мечется из конца в конец площади, оставляя чёрный след метлы. Рисунок окончен, но толпа не понимает, что изобразил художник. Кто-то взбирается на крышу храма и видит – Бодхидхарма. Во рту его может поместиться лошадь, а в каждом глазу – по человеку.
    В другой раз Хокусай нарисовал, тоже быстро, на кукурузном зерне двух воробьёв, таких маленьких, что рассмотреть их можно было только в лупу.
    Однако мастер слишком любил свободу, чтобы оставаться в свите. И Кацусико возвращается домой к своим свиткам. С присущим рвением рисует все, что его окружает – благочестивых отшельников, животных, птиц, цветы, деревья.
    Скитается по Японии и делает серии гравюр и рисунков «Снег, луна и цветы», «Путешествия по водопадам различных провинций», «Виды замечательных мостов различных провинций», «36 видов Фудзи», «Тысяча видов моря», а затем снова Фудзи – еще 100 видов горы с разных точек!
    Его имя Хокусай означает «одержимый рисунком». Лучше и не скажешь. Ведь он оставил после себя 30 000 гравюр, рисунки, свитки, 500 иллюстрированных книг.
    А еще именно Хокусай стал изобретателем модных сегодня манга. Сборник карикатур «Манга», которые Хокусай и два его ученика выпустили в 1814 году, состоит из 15 томов и 3191 композиций!
    К альбому «100 видов Фудзи», который вышел в 1834 году, Хокусай приложил свой знаменитый манифест:
    «С шести лет у меня была привычка изображать все, что я видел. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я наконец постиг строение животных, насекомых, птиц и растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет моё искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства, а к ста годам моё искусство, вероятно, станет замечательным. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка – будут сама жизнь. Желательно только, чтобы мои слова о долгой жизни не оказались пустой болтовнёй».
    Кацусико Хокусай умер, когда ему было 89 лет. Проникновение в суть вещей продолжается.

    взято отсюда



    Кацусика Хокусай — один из самых широко известных японских художников, прославившийся главным образом в искусстве графики, но оставивший богатейшее наследие также в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Он был писателем и поэтом, постоянно интересовался научными достижениями своего времени, был неутомимым путешественником.

    Но самое главное состоит в том, что Хокусай был художником-философом, и все, что открывалось его проницательному взору и фиксировалось на бумаге его кистью, осмыслялось им с точки зрения всеобщих законов мироздания, вечной и постоянно изменчивой жизни. Его интересовало многообразие явлений, их внутренние взаимосвязи, подчиненность закономерностям общего порядка. Он не просто старался запечатлеть то, что видел, но постоянно размышлял над виденным, будь то сценки городской жизни, зарисованные им то с лирической, то с гротескной точки зрения, или природа с ее сменой времен года, погоды, освещения. Все было для него частью живой жизни.

    Хокусай жил в сложную, противоречивую эпоху, на переломе от позднего Средневековья к Новому времени, что отразилось в необычайном многообразии его творчества, в значительности и непреходящей ценности его художественных открытий.

    В японском искусстве конца XVII — начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции. Одна была направлена на сохранение прежних, имевших многовековую историю традиций, сложившихся в период господства феодального сословия. Другая, зародившаяся еще на рубеже XVI и XVII веков, была связана с появлением на исторической сцене нового городского сословия, которое постепенно вырабатывало собственные формы культуры, отвечавшие их запросам и идеалам. Лишенное политических и социальных привилегий, городское сословие направило свою энергию в сферу культуры, частично используя традиции феодального периода, но создавая и принципиально новые ее формы: проникнутый народным духом театр Кабуки, повести с сюжетами из городской жизни, поэзия трехстиший — хайку, гравюра на дереве — укиё-э. Слово "укиё", дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. "Укиё-э" означает "картины, образы изменчивого мира".

    Хокусай происходил из семьи ремесленника в Эдо (современный Токио), в детстве увлекался рисованием, а с тринадцати лет стал учиться искусству гравюры. Особенно большое влияние на его творческую судьбу оказало пребывание в мастерской известного художника Кацукава Сюнсе, где он пробыл с 1778 по 1795 год.

    Хокусай работал в различных техниках, среди его работ множество набросков тушью, живописные свитки, росписи панно, иллюстрированные альбомы. Тем не менее, именно гравюра стала самой плодотворной сферой деятельности мастера. Большой период его творчества после ухода из мастерской Сюнсе (около 1797 по 1810 год) был посвящен работе над особым видом гравюр — суримоно, издававшихся в виде поздравительных открыток, часто с благопожеланиями — фигурами богов счастья и богатства, растениями и животными, вызывавшими такие же ассоциации. Однако Хокусай скоро вышел за пределы традиционных сюжетов и стал изображать сценки из городской жизни, нередко сопровождая их стихотворными шутливыми и остроумными надписями, а также цветы, птиц, насекомых. Работая на малом пространстве открытки-суримоно, Хокусай добивался точности композиции, цветовых соотношений, красоты конкретных простых вещей и их сочетаний.

    В 1814 году Хокусай выпустил первую книгу своего многотомного труда Манга, задуманного как пособие для художников. На протяжении многих лет он издал 15 томов Манга, где содержались рисунки с самыми разнообразными сюжетами — от пейзажей и зарисовок природных мотивов до сцен из городской жизни, физиономий людей с самыми разными выражениями, фигур борцов и танцоров, персонажей исторических хроник, мифов и легенд.

    Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.

    Двадцатые и тридцатые годы XIX века — период расцвета творчества Хокусая, когда им были созданы серии больших станковых гравюр как результат длительных путешествий по стране. Это "Виды замечательных мостов различных провинций" (1827—1830), "Путешествие по водопадам различных провинций" (1827—1833), "Поэты Китая и Японии" (1830), "Тридцать шесть видов Фудзи" (1823—1829), "Сто видов Фудзи" (1834—1835). Побывав во всех концах страны, Хокусай открыл новую красоту Японии, которую как будто не замечали до него другие художники, хотя пейзажный жанр в гравюре не был его открытием. Известно, что пейзажные серии создавали Хиросиге, Кунисада, Куниеси и другие мастера.

    Однако в своих пейзажах, как и в рисунках Манга, Хокусай отказался от разделения мотивов на достойные внимания и недостойные, на красивые и некрасивые. В природе все представлялось ему прекрасным — и величественный горный хребет, и улитка на пожелтевшем листе.

    Если в пейзажах, исполнявшихся мастерами монохромной живописи суйбокуга, главными были размышления о мироздании, о сущности Природы—Космоса, то в работах Хокусая с изображением конкретных мест и их особенностей — горных ущелий и водопадов в определенных провинциях, морских бухт, лесистых склонов холмов — отражался взгляд простого человека, воспринимавшего природу как естественное окружение его жизни. Недаром пейзажи Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», считающейся одним из шедевров мастера, населены людьми, занятыми своими обыденными делами: это бочары и пильщики бревен, рыбаки и путники с тяжелой поклажей. Тут пейзаж и жанр оказываются слитыми, составляя единство, где человек соразмерен природе. Именно в таком органичном единстве человека с природным миром заключена высокая философская мысль художника. Она получает здесь особенно большую значительность и даже символический смысл повторяющимся на каждом листе гравюры силуэтом горы Фудзи. Эту гору как священный символ страны и одновременно как идеальный образ красоты изображали многие художники до Хокусая и его современники.

    Для Хокусая это тоже национальная святыня, и именно поэтому он хотел показать ее из разных мест и с разных точек зрения, в различное время года: то чуть видной за островом Цукуба, то наблюдаемой при закате у моста Регоку путниками на переправе, то как будто всплывающую среди бушующих волн океана. Только один лист этой серии, названный мастером "Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)" лишен присутствия человека, и гора выступает во всей своей неповторимой красоте и символической значительности. Этот образ стал центральным в серии, обобщенным выражением мировосприятия художника, понимания им задач искусства и красоты как выражения истины, что было национальной особенностью японской культуры на протяжении веков.

    Новаторство Хокусая не только в том, что он освоил некоторые приемы европейского искусства, ставшие известными в Японии. Его художественное открытие — в новом взгляде на мир и место в нем человека со всей сферой его чувств и его созидательной деятельностью. Хокусай увидел жизнь как единый процесс, где все взаимосвязано — природа, человек и все им создаваемое. В этом он опережал свое время, открывая еще неведомые пути развития японского искусства.

    взято отсюда



    Ниже, собственно, образы изменчивого мира - или мир, каким видел его Кацусико Хокусай...


    Большая волна в Канагава



    Коноханакая, богиня цветения



    Мальчик с тигром. Наброски головы мужчины



    Лист из серии Снег, луна и цветы



    Заядлая пьяница



    Театральная гравюра



    Японский кипарис



    Розовый и красный пионы, цветущие на ветру



    Двое мужчин купают коня у водопада



    Водопад Кирифури на горе Куроками в провинции Симоцуке



    Старый наплавной мост в Сано, в провинции Козуке



    Водопад Аойгаока в Восточной столице



    Хризантемы и пчела



    Гибискус и воробей



    Манга. Купальщики



    Одержимость



    Дракон дыма улетает с горы Фудзи



    Цветок сливы и луна



    Лилии



    Водопад Амида на дороге Кисокайдо



    Оранжевые орхидеи



    Журавли на заснеженной сосне



    Автопортрет
    Категория: Новости | Просмотров: 2348 | Добавил: offeen | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Мой сайт